Такелаж — такелажные работы
Кантование грузов. Ни один крупный переезд предприятия, такелажные или стропальные работы не обходятся без операции кантования, то есть переворачивания груза, изменения его пространственного положения. Кантование используется при демонтаже или установке оборудования, строповке, укладке и крепление грузов на автотранспорт. Можно выделить три вида кантования: ручное, механизированное и крановое.
- Ручное кантование. Грузы весом до 300 кг обычно кантуют с помощью такелажного лома, монтировки, захватных рычагов и специальных подкладок. Чтобы изменить положение груза (например, перевернуть), под него подсовывается лом, и устанавливается подкладка. Затем лом используется в качестве рычага для переворачивания груза в нужном направлении.
- Механизированное кантование. Груз весом более 300 кг проблематично перевернуть или переместить вручную, поэтому для его кантования такелажники используют механизированные приспособления. Например, вокруг продольной оси массивные объекты могут поворачиваться с помощью домкрата или стропа и лебедки, а вокруг вертикальной с применением такелажной тележки.
- Кантование краном. Мощные грузоподъемные машины привлекаются для перемещения особо тяжелых и негабаритных объектов. При кантовании кранами на первый план выходят стропальные работы, от них зависит эффективность и безопасность операций. Кантование груза может быть: плавным (такелажники осторожно переворачивают груз на весу); рывками (кран используется наподобие лебедки); броском (со свободным падением). Способ кантования выбирается в зависимости от веса, формы, размера, объекта, наличия удобных мест для строповки. Но в любом случаи эти работы связаны с грузами значительной массы и стоимости, поэтому их должны выполнять опытные и квалифицированные грузчики, стропальщики и такелажники с соблюдением необходимых мер безопасности.
Установка и крепление грузов при перевозке
Установка и крепление грузов при перевозке. Профессиональная компания, в услуги которой входят переезд предприятия, перевозка станков, крупных агрегатов, негабаритных и многотонных объектов, обязана уделять особое внимание правильному креплению груза при транспортировке. Ведь ошибки при установке и креплении груза в кузове или контейнерах могут стать причиной повреждения имущества клиента. В итоге компания — перевозчик портит репутацию и теряет деньги, идущие на погашение страховок. Чтобы избежать печальных ситуаций, достаточно соблюдать несложные правила установки и креплений груза в транспортном средстве. Установка. Вес груза не должен превышать грузоподъемные возможности транспорта. Устанавливать перевозимые объекты нужно равномерно, плотно, удобно для последующей разгрузки. Особо тяжелые агрегаты для распределения веса устанавливаются на поддоны. Зазоры между грузами заполняются пустыми поддонами, деревянными брусками, подручными средствами или специальными сверхпрочными пакетами с воздухом. Нельзя класть тяжелые грузы на более легкие. Крепление. Качественная фиксация груза – залог его сохранности. Способ крепления выбирается в зависимости от массы, формы, габаритов перевозимых объектов. Наиболее распространенные средства фиксации груза – деревянные или металлические распорки, упорные бруски, оградительные щиты, цепи, стяжные ремни (рэтчеты). При движении грузы не должны перемещаться и жестко соприкасаться. Массивные агрегаты разной формы обязательно крепятся по отдельности. Безопасность. Плохо закрепленный на автотранспорте груз может стать причиной несчастья на дороге. Поэтому работы по его погрузке и установке тщательно контролируются ответственным лицом, к ним допускаются только мастеровитые и квалифицированные такелажники. Кроме того, все крепежные средства тщательно проверяются на целостность, прочность и наличие соответствующей маркировки.